РУССКИЙ
РУССКИЙ
ENGLISH
27.12.2018

Упоительный Интернет

Оборот нелегальной онлайн-продажи алкоголя в 2018 году превысил 2,1 млрд рублей
Активные действия регулятора в 2018 году по блокировке сайтов, занимающихся незаконной продажей алкоголя в интернете, заставили «алкогольных королей» теневого рынка искать новые способы выживания. Например, они создают целые сети из «зеркал» своих алкомагазинов — в случае блокировки одного сайта они оперативно переезжают на запасной ресурс. По данным Group-IB, оборот теневого рынка онлайн-продажи алкоголя в Интернете в 2018 году достиг 2,1 млрд. руб — это на 400 млн рублей больше (23%), чем годом ранее. В интернете можно приобрести не только подделки известных брендов, но и целые линии по розливу водки, виски или коньяка.
Королевство кривых «зеркал»
В 2018 году эксперты Group-IB Brand Protection обнаружили более 4 000 интернет-сайтов, торгующих контрафактным алкоголем в обход действующего в России законодательства, и еще порядка 3000 связанных с ними web-ресурсов. Такая аффилированная группа позволяет не только штамповать многочисленные «зеркала» основного алкомагазина, увеличивая приток покупателей, но и оперативно «переезжать» с одного домена на другой в случае блокировки. Самая большая группа, которую удалось обнаружить в ходе исследования, составила порядка 86 связанных доменов, в среднем — каждая такая сеть объединяет порядка 11 сайтов.

Один из ярких примеров – сайт alcolavca.com, сеть которого насчитывала порядка 45 аффилированных ресурсов, успешно торговавших спиртной продукцией в 2018 году. На данный момент большая часть сети уже заблокирована.
Специалисты направления Brand Protection компании Group-IB подсчитали: cредняя посещаемость сайта, реализующего алкоголь с доставкой, составляет 190 пользователей в сутки. В месяц это 5 700 человек. При конверсии 0,7% и средней стоимости одной покупки в 1 100 рублей, ежемесячно 4 000 онлайн-магазинов зарабатывают от 174,5 млн рублей. Таким образом минимальный доход злоумышленников по итогам 2018 года составил порядка 2,1 млрд руб, что на 23% выше, чем годом ранее.

Можно с уверенностью предположить, что реальные объемы нелегального рынка значительно больше, однако точной оценке препятствуют его латентность и усилия, предпринимаемые злоумышленниками для сокрытия своей деятельности,
Запрос рождает предложение
По данным Group-IB, в 2018 году интерес аудитории к онлайн-покупке алкогольной продукции вырос более чем на 35%, о чем свидетельствуют данные по наиболее часто встречающемуся запросу в поисковиках "Купить алкоголь":
При этом в предпраздничные месяцы количество запросов на покупку алкоголя в сети увеличивается на 28%. В период проведения Чемпионата Мира по футболу также наблюдался скачок запросов покупки алкоголя. Не случайно первая масштабная «волна» регистрации доменов для продажи спиртного началась именно весной 2018 года, накануне майских праздников, и продолжалась летом во время Чемпионата Мира по футболу. Вторая «волна» была зафиксирована в октябре, пик регистраций пришелся на декабрь.
Важную роль в незаконном бизнесе играет реклама и продвижение онлайн-магазинов в Telegram-каналах (один такой канал может насчитывать 3000 подписчиков) и специальных группах в социальных сетях.
Хотя блокировки со стороны регулятора, безусловно, имели позитивный эффект: часть крупных нелегальных алкосетей были закрыты, администраторы запрещенных ресурсов начали активно бороться с блокировками не только с помощью регистрации новых сайтов и постоянных «переездов» с домена на домен, но и с помощью различных лазеек в законе. Широко используются схемы продажи сувениров – брелков, магнитов, табачных аксессуаров, в «подарок» к которым привозят спиртное. Также в ходу более сложные схемы – ресурсы закрытого типа с использованием QR-кодов для перехода на скрытые сайты, не индексирующиеся поисковыми системами и, следовательно, недоступные для автоматической блокировки.
Андрей Бусаргин
Руководитель департамента инновационной защиты бренда и интеллектуальной собственности Group-IB
Алкоконструктор: от бутылки до завода
Приобретая алкоголь в Интернете, покупатель часто берет «кота в мешке». Это сильно упрощает работу злоумышленников, создающих довольно грубые подделки, иногда даже отдаленно не напоминающие оригинал по внешнему виду: печать, пробка (изображения на ней), этикетка, акцизная марка, фирменный цвет упаковки, не говоря уже о качестве самого алкоголя.
Эксперты Group-IB Brand Protection обнаружили в Интернете десятки сайтов и досок объявлений, на которых продаются составные части так называемого, "алкогольного конструктора" для нелегальной сборки крепких спиртных напитков — подделок известных брендов. Один такой набор, включающий, бутылку, этикетку, пробку и фирменную коробку обойдется в 38,5 рублей. Акцизную марку можно приобрести на различных форумах и тематических сайтах по цене 3,83 рубля за единицу.

С учетом того, что литр чистого спирта разводится примерно в 2 раза, затраты на спирт одной бутылки виски объемом 0,5 литра составят порядка 20 рублей, эссенцию для вкуса на такой объем обойдется в 11,75 рублей. Общие затраты на бутылку: 74 рубля. В зависимости от напитка, эссенцию можно и не добавлять, как мы уже писали в прошлом году, затраты на изготовление одной бутылки крепкого алкоголя объемом 0,5 литра составят 62 рубля.

В итоге, рецепт создания контрафакта образца 2018 выглядит так:

Кроме того, на досках объявлений содержится множество предложений о продаже уже готовой продукции. Объем, который продавцы предлагают доставить, может достигать пяти морских 40-футовых контейнеров в месяц. В среднем, в один такой контейнер может поместиться около 5 000 бутылок премиум-класса в упаковке, то есть максимально могут доставить 25 000 бутылок в месяц. С подобной партии контрабандисты не оплачивают налоги на сумму более чем в 3 600 000 рублей (при средней цене акцизной марки в 148,8 руб).

Получается целый контейнер неуплаченных налогов — вот сколько «экономят» контрабандисты на реализации поддельного алкоголя:
В ходе исследования мы выяснили, что сами по себе комплектующие для производства контрафактной бутылки продаются без каких-либо ограничений (кроме акцизной марки, подделка которой запрещена российским законодательством). Сегодня на специальных досках объявлений, в социальных сетях и даже в крупных онлайн-магазинах каждый желающий может приобрести мини-заводы по изготовлению этикеток, коробок и крышек, после чего свободно выставлять свою продукцию на продажу.

При этом чаще всего договориться о печати конкретного логотипа премиального или дешевого алкогольного бренда не составляет труда. В ходе своего исследования эксперты Group-IB обнаружили совсем немного сотрудников организаций, которые запросили подтверждающие документы на товарные знаки. С остальными можно было без проблем договориться на подделку фактически любого алко-бренда.
Злоумышленники могут собрать не только бутылку элитного алкоголя, но и целое производство. Например, приобрести на Aliexpress все компоненты автоматизированной линии по розливу водки, виски, вина или пива. Стоимость такого мини-завода начинается от 500 000 руб. Окупаемость производства подделок премиального алкоголя достигается уже примерно через три месяца. Такие сверхприбыли обеспечивает разница между ценой реализации и затратами на производство. Отсутствие стандартов, экономия на акцизах, рабочей силе и сырье на фоне достаточно высокой розничной стоимости люксовых марок.
Исследуя тему производства контрафактного алкоголя, мы пришли к неутешительным выводам: покупка самой линии розлива и даже производства – не сложнее заказа книги или смартфона. Несмотря на то, что такие подпольные мини-заводы ежегодно закрываются десятками, всегда находятся смельчаки готовые рискнуть своей свободой и чужим здоровьем ради быстрого получения сверхприбыли».
Андрей Бусаргин
Руководитель департамента инновационной защиты бренда и интеллектуальной собственности Group-IB
Даже самые приблизительные подсчеты заработка злоумышленников на производстве контрафактного алкоголя выглядят внушительно. Если учесть, что по данным ФСРАР РФ с 2015 по 2018 год в России были ликвидированы более 450 нелегальных производственных и складских площадок с алкоголем, становятся понятны масштабы этого рынка.