По способам атак следует различать 2 вида фишинга, ориентированные на пользователей и компании:
- Фишинговые сайты, копирующие оригинальный ресурс жертвы (банки, авиакомпании, интернет-магазины, предприятия, госучреждения и т.д.).
- Фишинговые рассылки, e-mail, sms, сообщения в соцсетях и т.д.
Атакой на пользователей часто занимаются одиночки, и порог входа в этот сегмент преступного бизнеса такой низкий, что для реализации хватит минимальных «инвестиций» и базовых знаний. Распространению данного типа мошенничества способствуют и phishing kits — программы-конструкторы фишинговых сайтов, которые можно свободно купить в Даркнете на хакерских форумах.
Атаки на компании или банки устроены иначе. Их проводят технически более подкованные злоумышленники. Как правило, в качестве жертв выбирают крупные промышленные предприятия, онлайн-магазины, авиакомпании, а чаще всего банки. В большинстве случаев фишинг сводится к отправке письма с прикрепленным зараженным файлом. Чтобы подобная атака была успешной, в «штате» группировки необходимо иметь и специалистов по написанию вредоносного кода, и программистов для автоматизации своей деятельности, и людей, способных провести первичную разведку по жертве и найти у нее слабые места.
В России, по нашим оценкам, действует 15 преступных групп, занимающихся фишингом, направленным на финансовые учреждения. Суммы ущерба всегда небольшие (в десятки раз меньше, чем от банковских троянов), но количество жертв, которые они заманивают на свои сайты, ежедневно исчисляется тысячами. Около 10–15% посетителей финансовых фишинговых сайтов сами вводят свои данные.
При появлении фишинговой страницы счет идет на часы, а иногда даже на минуты, поскольку пользователи несут серьезный финансовый, а в случае компаний — еще и репутационный ущерб. Например, некоторые успешные фишинговые страницы были доступны менее суток, но смогли нанести ущерб на суммы от 1 000 000 рублей.
В этой статье мы подробно остановимся на первом типе фишинга: фишинговых сайтах. Ресурсы, «подозреваемые» в фишинге, можно легко детектировать с помощью различных технических средств: honeypots, краулеров и т.д., однако убедиться в том, что они действительно фишинговые, и определить атакуемый бренд проблематично. Разберем, как решить эту задачу.