Весомый вклад в резкий рост числа фишей внесла масштабная мошенническая схема «Мамонт», впервые зафиксированная Group-IB весной 2020 года. Режим самоизоляции, введенный из-за ковида, по разным оценкам, увеличил спрос на доставку на 30-40%. Покупатели все чаще заказывают товары в интернете, стараясь не выходить из дома и при этом экономить. Ситуацией воспользовались злоумышленники, активировав мошенническую схему с поддельным сервисом курьерской доставки. Впервые эту схему специалисты CERT-GIB зафиксировали в августе прошлого года после обращений нескольких пострадавших. Однако пик активности пришелся на весну 2020-го. В целом за последние полгода количество регистраций фишинговых доменов, имитирующих бренды курьерских служб, выросло в 7 раз.
В чем суть схемы? На популярных сервисах бесплатных объявлений злоумышленники размещают так называемые «лоты-приманки» — объявления о продаже товаров с заниженными ценами. Они рассчитаны на разные целевые аудитории — это могут быть фотоаппараты, игровые приставки, ноутбуки, смартфоны, бензопилы, звуковые системы для автомобилей, швейные машинки, коллекционные вещи, товары для рыбалки, спортивное питание и другие вещи. Сервисы борются с подобным мошенничеством, однако лжепродавцы постоянно находят способы обойти блокировку своих сообщений. Покупатель, заинтересовавшись выгодным предложением, связывается с продавцом во внутреннем чате сервиса. «Продавец» предлагает продолжить обсуждение в одном из популярных мессенджеров — якобы для удобства клиента. На самом деле мошенник умышленно уводит покупателя на стороннюю площадку, чтобы служба безопасности сервиса не могла его отследить и помешать «сделке».
Заманив жертву в чат мессенджера, злоумышленники запрашивают у нее контактные данные (Ф.И.О., адрес и номер телефона), говоря, что они нужны для оформления доставки через курьерскую службу. Затем жертве присылают ссылку якобы на сайт популярной курьерской службы. Но на деле сайт оказывается фишинговой страницей, полностью копирующей дизайн курьерского или почтового бренда и использующей доменное имя, похожее на оригинальное. Естественно, подлинные сервисы доставки не имеют к этим сайтам никакого отношения.
Здесь, на фейковой странице заказа, уже заполнена вся информация о покупателе, полученная мошенником на предыдущих этапах переписки. От жертвы требуется лишь подтвердить корректность этих данных и ввести данные своей банковской карты.
Цель мошенника достигнута: покупатель теряет и деньги, и данные карты, при этом оставаясь без товара. Средний чек такой «покупки» составляет примерно 15-30 тысяч рублей.
Интересно, что в 2021 году «Мамонт»
пересек границу России и вышел в СНГ, Европу и даже добрался до США. По данным Group-IB, сейчас против пользователей из Румынии, Болгарии, Франции, Польши, Чехии, США, Украины, Узбекистана, Киргизии и Казахстана работают не менее 20 крупных группировок. Еще столько же похищают деньги и данные банковских карт через эту схему у российских пользователей.
Заработок всех преступных групп, использующих схему «Мамонт», оценивается в более $6,2 млн за 2020 год. Согласно прогнозам Group-IB, ущерб от «курьерской схемы» до конца года может вырасти. В отличие от России, где курьерские сервисы, доски бесплатных объявлений и ресурсы по аренде недвижимости первыми приняли на себя удар «Мамонта», в большинстве международных компаний службы безопасности и пользователи пока не готовы к противодействию этому типу мошенничества. А значит, увеличится и число фишей.
Растущий рынок кардинга отражает данную тенденцию. Согласно отчету Hi-Tech Crime Trends 2020-2021, продажи текстовых данных о картах (номер, имя держателя, срок действия, CVV) в 2020 году выросли в два раза по отношению к 2019-му.