Выявлены факты автоматической накрутки голосов
Анализ полученных голосов позволил выявить как минимум два пула номеров, с которых осуществлялись накрутки голосов. С данных номеров поступило более 41 000 голосов за участника 07.
Первый пул отличает нехарактерное распределение частоты голосов по времени эфира, все номера принадлежат одному региону и представляют собой списки идущих подряд номеров (до 360 в ряд). В целом, в накрутке задействовано 9 484 номеров, с которых поступило 33 175 звонков. Все номера принадлежали одному оператору в регионе Башкортостан.
Второй пул, используемый в автоматических накрутках, удалось выявить при анализе СМС. В текст 8 216 СМС, помимо номера одного из участников конкурса, по ошибке исполнителей попала техническая информация, содержащая дополнительный номер и время отправления. Данный пул СМС также был отправлен через одного оператора и только из одного региона - Ленинградской области. Кроме того, были выявлены признаки использования многопоточного программного обеспечения.
Выявлены аномально высокие показатели голосования в регионах
В распределении по регионам также видны отклонения в процентном соотношении голосов, отданных за участника 07, по сравнению с другими участниками суперфинала. Кроме Башкортостана, отдавшего 97% голосов за участника 07 (что объясняется описанным выше пулом звонков), также есть нехарактерное распределение в Курской (96%) и Ульяновской областях (95%). Также в Курской и Ульяновской областях были выделены пулы номеров телефонов, которые проголосовали максимальное количество раз, тогда как у других участников такого не было.
Обнаружено нехарактерное распределение количества голосов
Важно отметить, что даже после исключения подтвержденных пулов накруток из анализа у участника 07 наблюдается большое количество уникальных номеров, отдавших по 20 и более голосов. Это не запрещено правилами, однако распределение выходит за рамки статистической погрешности: таких уникальных номеров у участника 07 было 2 078, а у других участников суперфинала (02 и 06) – всего 39 и 59 соответственно.
Таким образом, среднее количество голосов, отданных с одного телефона за участника 07, приближается к 8 при среднем значении по остальным участникам около 1,5 (этот показатель по всем сезонам шоу с 2015 года - 1,33). Такой высокий показатель позволил участнику 07 набрать суммарно больше голосов несмотря на то, что количество проголосовавших за него уникальных номеров по сравнению с участником 06 (занявшим второе место), было в 2 раза меньше в финале и почти в 6 раз меньше в суперфинале.
Таким образом, кроме двух подтвержденных пулов накруток специалисты выявили еще ряд отклонений в распределении по количеству голосов и регионам у участника 07. Для более детальной проверки этих отклонений необходима дополнительная информация от операторов связи, которую могут запрашивать только правоохранительные органы.
В системе приёма голосов обнаружены уязвимости
В ходе работ по аудиту эксперты Group-IB исследовали систему голосования
с разных аспектов, включая архитектуру сети, настройки конфигурации устройств, административное распределение ролей в команде. Также были протестированы разные сценарии и векторы атак на инфраструктуру, сайт и веб-приложение с целью выявления технических возможностей влияния на итоги голосования.
В итоге специалисты выявили ряд уязвимостей, которые могли быть использованы злоумышленниками для изменения результатов голосования. Однако, как далее показал криминалистический анализ данных, эти уязвимости не были проэксплуатированы во время голосования.
Информация об обнаруженных уязвимостях передана компании-агрегатору, которая занималась приёмом и обработкой голосов. Часть полученных рекомендаций к настоящему моменту выполнена. Работы над усилением безопасности системы продолжаются.
Изменения в результаты голосования не вносились
Специалисты по компьютерной криминалистике Group-IB восстановили всю хронологию событий 26 апреля 2019 года, изучили переданные от компании-агрегатора данные на предмет возможного изменения результатов голосования со стороны авторизованных и неавторизованных пользователей.
Кроме того, специалисты обеспечили сохранность исходных данных для дальнейшего анализа.
По итогам криминалистического исследования было выявлено, что уязвимости, найденные на этапе аудита защищенности, не были проэксплуатированы. Таким образом, никакой модификации информации со стороны инсайдера или третьих лиц не обнаружено. Это значит, что все учтенные голоса соответствуют полученным звонкам и СМС.